В Школе доктора Комаровского о вакцинации: мнение педиатра о прививках и рекомендации родителям


Прививки.

Как человек, достаточно много времени проработавший в инфекционной больнице, с уверенностью заявляю: в отношении всех болезней, против которых прививки делаются, вероятность заболевания остается весьма реальной. Дети этими болезнями болеют, а исходы бывают, мягко говоря, разные. Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо.
Делать обязательно!

Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки самым существенным образом зависят от состояния организма ребенка. И если вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика — в целенаправленной подготовке организма: нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т. п. Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки, и чем более вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, летнего отпуска; неплохо бы и самим поинтересоваться, когда и какую прививку необходимо делать. Каждая страна мира имеет свой, утвержденный соответствующим государственным органом календарь профилактических прививок. Этот календарь учитывает возраст ребенка, интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых прививки, собственно говоря, и делают. В чем же состоит суть профилактических прививок? В организм вводится медицинский препарат — вакцина. В ответ на введение вакцины организм вырабатывает особые клетки — специфические антитела, которые и защищают человека от соответствующей болезни. Каждая из вакцин имеет свои строго определенные показания, противопоказания и сроки применения, свою схему и свои пути введения (через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикожно). На каждую вакцину организм реагирует по-разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других — необходимы многократные введения. Отсюда возникли два медицинских слова — вакцинация и ревакцинация. Суть вакцинации — добиться выработки специфических антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот стартовый (защитный) уровень антител постепенно снижается, и необходимы повторные введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения вакцины и есть ревакцинация. Упомянутое нами выражение «реагирует по-разному» относится не только к качеству и срокам формирования иммунитета, но и непосредственно к ответным реакциям организма ребенка. К реакциям, которые и врачи, и родители могут непосредственно наблюдать (нарушение общего состояния повышение температуры тела и т. д.).

Суть вакцинации

Вакцинация – метод специфической профилактики болезней. После введения вакцины активизируется работа иммунной системы, организм распознает и борется с патогенами. Выделяются антитела, которые нейтрализуют чужеродные материалы, формируется иммунная память.

Чаще всего вакцины вводят внутримышечно, реже подкожно или орально.

Виды вакцин:

  1. Живые. Препарат содержит ослабленный биологический материал возбудителя болезни. После прививки возникают симптомы, схожие с проявлением патологии в стертой форме. Формируется долгосрочный иммунитет.
  2. Инактивированные. Вакцина содержит частички убитых возбудителей. После введения такого препарата иммунный ответ не такой сильный, поэтому формируется недолгосрочный иммунитет.
  3. Анатоксин. В этих препаратах содержатся продукты жизнедеятельности патогенов.
  4. Рекомбинантные. Продукт генной инженерии, препарат не содержит материалов возбудителя. Но такие вакцины стоят дорого, для бесплатной иммунизации их не используют. Да и самостоятельно приобрести их сложно.

Прививки нужно делать не только детям, но и взрослым.

После первичной вакцинации формируется стойкий, но не пожизненный иммунитет, обычно защиты хватает на 10-15, максимум 20 лет.

Выраженность и вероятность этих реакций определяются тремя факторами.

Первый — о нем мы уже говорили — состояние здоровья конкретного прививаемого дитяти. Второй — качество и свойства конкретной вакцины. Все вакцины, разрешенные к применению (сертифицированные) Всемирной организацией здравоохранения (а в нашей стране применяются только такие вакцины), обладают высокой профилактической эффективностью, и нет среди них ни одной заведомо плохой и некачественной. Тем не менее вакцины разных производителей могут вмещать разные дозы антигенов, отличаться по степени очистки, по виду используемых консервирующих субстанций. Кроме этого, вакцины, даже предназначенные для профилактики одной и той же болезни, могут отличаться одна от другой самым принципиальным образом — например, могут представлять собой препарат, созданный на основе живого, но ослабленного микроба, или препарат на основе микроба убитого (или даже части этого убитого микроба). Понятно, что если микроб хоть и ослабленный, но живой, всегда есть вероятность развития болезни (той самой болезни, от которой прививку делали), а с убитым микробом такой вероятности нет. Третий фактор — действия медицинских работников. Вакцинация — это не рядовой стандартный процесс, по принципу «в три месяца всех уколоть», а индивидуальные, совершенно конкретные и очень ответственные действия, которые конкретный врач осуществляет в отношении конкретного дитя. И действия эти вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Необходимо оценить состояние здоровья ребенка, подобрать вакцинный препарат, дать родственникам малыша четкие и доступные рекомендации касательно того, как подготовить дитя к прививке и как обращаться с ним после нее (питание, питье, воздух, гуляние, купание, лекарства). А еще очень важно скрупулезно соблюсти множество прививочных тонкостей: как вакцину правильно хранить, как перед использованием нагреть, в какое место сделать укол и т. п.

***

Теперь несколько слов про конкретные прививки от конкретных болезней. Самая первая прививка — это прививка против туберкулеза (знаменитая противотуберкулезная вакцина называется БЦЖ). Она, как правило, делается непосредственно в роддоме на 4-7 день после рождения, однократно. В дальнейшем, теоретически, ревакцинация осуществляется в 7, 12 и 16-17 лет. Почему теоретически? Да потому, что вопрос о том, делать или не делать ревакцинацию против туберкулеза, во многом зависит от реакции Манту. Эту реакцию делают детям ежегодно, но подавляющее большинство родителей понятия не имеют, что это и для чего это. Дело в том, что практически каждый человек рано или поздно инфицируется бактерией туберкулеза, то есть микроб попадает в человеческий организм. Но сам факт инфицирования вовсе не свидетельствует о том, что человек заболел туберкулезом. Допустим, микроб попал, а организм, благодаря все той же прививке, имеет защитное количество антител — вот болезнь и не развивается, хотя туберкулезная бактерия присутствует. Реакция Манту — это не прививка, это проба на инфицирование туберкулезом. Выражение «не прививка, а проба» весьма принципиально. После проб не бывает общих реакций — не повышается температура, не изменяется самочувствие. Местная реакция, т. е. непосредственно в том месте, куда укололи, вполне может быть, собственно для этого проба и делается. Если в организме туберкулезных бактерий нет — проба отрицательная, а после инфицирования она становится положительной. Как же все это осуществляется на практике? Ребенку ежегодно делают реакцию Манту, она, разумеется, отрицательная, но вот, в один не очень прекрасный момент, из отрицательной проба становится положительной. Медики называют это вираж туберкулиновой пробы, и этот самый вираж рано или поздно имеет место практически у всех людей, но у одного в 3 года, а у другого — в 12 или 19. И вот тут-то возникает весьма ответственная ситуация. Необходимо получить ответ на очень принципиальный вопрос: человек инфицировался, но не заболел, естественно потому, что имел иммунитет, или заражение привело к возникновению заболевания — защитных антител не хватило. Отвечают на этот вопрос врачи, специалисты по туберкулезу (фтизиатры). Для этого ребенок осматривается, берутся определенные анализы, при необходимости делается рентгенография органов грудной клетки. В зависимости от результатов врач делает соответствующее заключение. Выявлен туберкулез — лечим туберкулез, сомнительные результаты — курс профилактического лечения особыми противотуберкулезными антибиотиками, все в порядке — все в порядке, но ревакцинации теперь уже делать не надо — противотуберкулезный иммунитет будет поддерживаться уже не вакциной, а непосредственно попавшим в организм микробом. А задача медиков — не упускать такого ребенка из поля зрения, поставить на учет и регулярно осматривать, дабы вовремя выявить ситуацию, когда организм не справится и таки придется лечить. В возрасте около 3 месяцев начинаются прививки непосредственно в поликлинике. За три введения с интервалом в 1-1,5 месяца осуществляют вакцинацию сразу от четырех болезней — полиомиелита (вакцина жидкая, ее капают в рот) и коклюша, дифтерии, столбняка — тут уже укол. Используется вакцина, которая называется АКДС: один препарат и сразу от трех заболеваний (К — коклюш, Д — дифтерия, С — столбняк). На втором году жизни проводится ревакцинация от всех этих болезней. В годовалом возрасте делается прививка от кори, в 15-18 месяцев — от паротита (свинки). Календарь профилактических прививок постоянно пересматривается. Это зависит от эпидемической ситуации, появления новых вакцин, наличия средств у государства. Современный календарь предусматривает, например, прививки против гепатита В, но их почти нигде не делают — нет денег на вакцину. Конкретно сроки проведения конкретных прививок вы всегда можете уточнить у вашего педиатра.

***

Кратко о выпуске Школы доктора Комаровского о прививках для сомневающихся

В ходе программы поднимались многие важные аспекты, в том числе касающиеся недостатков системы здравоохранения в стране, активной «работы» антипрививочников, отсутствие информированности населения и прочего. Поскольку основная тема была «о прививках для сомневающихся», расскажем, как Евгений Олегович относится к этому вопросу.

  1. вакцинация нужна и жизненно необходима абсолютно всем детям (исключая небольшой процент тех, кто не может быть привит из-за наличия противопоказаний). Только благодаря массовой иммунизации, из популяции людей удалось искоренить многие вирусы, например, корь;
  2. легких детских болезней не бывает. Смертность по той же кори составляет 1 на 100 заболевших, что является довольно высоким показателем;
  3. риск осложнений после прививок, которого все так боятся, действительно, существует, но он в тысячи раз ниже, чем при встрече с реальной инфекцией. Приводить статистику можно бесконечно. Например, при заболевании краснухой риск менингита составляет 1:5000, а при вакцинации шанс получить такое осложнение — один на миллион. А если такой инфекцией заболевает беременная в 1 триместре, это почти в 100% случаев приводит к уродствам плода и выкидышу;
  4. комбинированные вакцины Евгений Олегович считает одним из величайших достижений медицинской науки, поэтому если есть возможность привиться пятикомпонентной прививкой, то это отлично. Организм ребенка не испытывает перегрузок, о которых так часто пишут противники вакцинации;
  5. многие родители опасаются добавок, имеющихся в иммунопрепаратах (алюминий, формальдегид и прочих). Доктор настоятельно не рекомендует бояться «страшных» слов, а обратить внимание на химию — все добавки в вакцинах присутствуют в ничтожном количестве и их наличие полностью оправданно. Например, соли алюминия взывают бурную местную реакцию, способствуя формированию адекватного иммунного ответа, а формальдегид и так содержится в крови любого человека, а значит, его поступление вместе с иммунопрепаратом опасности не несет;
  6. если у ребенка имеются противопоказания, то выявлять их должен грамотный педиатр. Как правило, многим деткам, например, аллергикам, прививаться можно, а родители считаются, что нет.

Как подготовиться к прививке?

Специально ничего делать не надо. Ну разве что всячески избегать экспериментов в отношении еды — никаких новых продуктов не давать. Помните:подготовить здорового ребенка к вакцинации какими бы то ни было лекарствами невозможно. Любые препараты, якобы облегчающие переносимость прививки: «витаминчики», гомеопатические средства, травки «для сосудов», полезные бактерии, капельки «для иммунитета» и т. д. и т. п. — все это популярные способы психотерапии мамы и папы, попытка реализации распространенного ментального принципа «ну надо же что-то делать» и бизнес производителей (распространителей) этих лекарств.

И еще несколько советов:

  • чем меньше нагрузка на систему пищеварения, тем легче переносится прививка. Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть. Не предлагайте еду, пока не попросит. За сутки до вакцинации по возможности ограничивайте объем и концентрацию съедаемой пищи;
  • не кормите (ничем) минимум час до прививки;
  • собираясь в поликлинику на прививку, очень-очень постарайтесь не переусердствовать с одеждой. Будет крайне нежелательно, если прививку сделают сильно пропотевшему малышу с дефицитом жидкости в организме. Если в поликлинику все-таки попали потные, подождите, переоденьте, хорошо напоите;
  • 3—4 дня перед прививкой максимально ограничьте общение ребенка с людьми (детьми). Не ищите инфекций: по возможности избегайте многолюдных мероприятий, магазинов, общественного транспорта и т. д.;
  • находясь в поликлинике, сдерживайте свою общительность. Постойте (посидите) в сторонке, сократите контакты. В идеале посадите в очередь папу, а сами погуляйте с малышом на свежем воздухе.

Действия после прививки

  1. Гулять!!!
  2. Стараться немного недокармливать (при наличии аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует).
  3. Побольше пить — минеральная вода, компот из сухофруктов, зеленый, фруктовый, ягодный чай.
  4. Чистый прохладный влажный воздух.
  5. Максимально ограничить общение с людьми — ребенок вырабатывает иммунитет, его организм занят. Другие микробы нам сейчас нежелательны. А источник этих других микробов — другие люди.
  6. При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния — осмотр врача, но парацетамол в любом виде (свечи, таблетки, сироп) вполне можно дать. Чем выше температура тела, тем актуальнее правила, изложенные в пунктах 2,3 и 4.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]